?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я валяю... 4

Как определить, что изделие свалялось?

Серьезный вопрос... Самое простое - это посмотреть и пощупать войлок живьем.. если бы это было так просто.. увы. Я попробую описать свои ощущения несколькими путями, и возможно, все вместе, они дадут хоть какую-то отдаленную картину.

Говорим про тонкий войлок. Итак, если у нас шарф, три слоя.. не имеет значения сколько поперечных, сколько продольных. Договариваемсятольео, что у нас раскладка более-менее равномерная, потому что описывать тут как на вашем шарфе появятся замечательные дыры из-за плохой раскладки, у меня намерений нет. Пусть он будет простой гладкий шарф, никаких эффектов.. так даже хуже - эффектами иногда можно сгладить кривую раскладку ))

Список приведен в произвольном порядке, без учета степени важности. Где важно - я подчеркиваю отдельно.

1. Допустим, мы подгибали край шарфа. В этом случае внимательно смотрим на край - не должно быть видно никаких соединений, переходов. Должна быть однородная структура полотна. ВАЖНО

2. Направление волокон. Их не должно быть видно. Вообще. Никаких. Если по шарфу можно угадать направление раскладки шерсти - однозначно недовалян. Структура долна быть.. сейчас придумаю сравнение... как велюр, например.. нет... как мох! мелкий плотный мох, волоски шерсти как бы уходят своими кончиками внутрь полотна, сплетаются. Т.е. волосок не лежит на поверхности ровно, а предстваляет собой что-то типа спирали, причем, очень сильно закрученной. Посмотрите внимательно - по всей поверхности должно быть одинаково, бывают недовалянные шарфы кусками - часть свалялась, часть - нет. Особенно часто я это вижу на нуношарфах. Края сваляны хорошо, а середина - видно направление шерсти... ужасно ((... ОЧЕНЬ ВАЖНО

3. Бугорки, они же пупырки на шерсти. Чем менее свалян шарф, тем крупнее бугорки. Даже если вывернуться наизнанку и гладить шарф хоть сидя на утюге - эти бубочки все равно будут видны. Чем лучше шарф свалян, тем мельче пупырки, они становятся как зерно, и хорошо разглаживаются утюгом. А большие бугорки неэлегантны и смотрятся мерзко.

4. Волосатость полотна. В принципе, многое зависит от шерсти. Но лохматость уменьшается при уваливании, чем лучше сваляли - тем менее лохматый выйдет шарф.

5. Плотность полотна. Сваляный войлок - плотный, независимо от количества слоев. Он не объемный, он плоский. Напоминает в мокром виде замшу, и по плотности - такой же: тонкий, упругий, цельный, в меру эластичный. КРАСИВЫЙ.... ОЧЕНЬ ВАЖНО

6. Однородность полотна - при полноценном свойлачивании более тонкие участки сбегаются, более плотные - утоньшаются (конечно, все относительно), но на хорошо сваляном шарфе огрехи раскладки видны значительно меньше, чем на недовалянном. ОЧЕНЬ ВАЖНО

7. Толщина полотна. Хорошо свалянное полотно всегда более тонкое, чем недовалянное. Это хороший аргумент для убеждения тех, кто говорит - а мне нравится так (в смысле - недовалянный) - шарфик такой мягонький и пушистый. Неправда - он рыхлый, а не мягкий (согласитесь это разные вещи!), лохматый, а не пушистый. Свалянный шарф тонкий-тонкий, как бритва )) мокрым, он напоминает мне фольгу - шуршит, блестит, и немного топорщится на местах сгибов. Высохнув и погладившить, вся кажущаяся жетскость пропадает.

8. От шарфа не должно оставать никаких фрагментов - ни волосков, ни тем паче прядей. Из свалянного шарфа вообще выдрать хоть один волосок целиком вообще нельзя. ОЧЕНЬ ВАЖНО

9. Соблюдение технологии: валяние под горячей водой, термошок, шмякание об пол/ванну раз двадцать, потом опять все заново, можно еще два раза.. гарантирую, что все сваляется правильно, главное - не торопиться и не экономить на двадцаит минутах. САМОЕ ГЛАВНОЕ.

10. Смотреть на просвет - никаких не должно быть разводов или "течений" - разумеется, войлок не будет одинаков совершенно, где-то чуть больше просвечивает, где-то слабее, но помним про "спиральки" - никаких прямых волокон ни снаружт, ни внутри шарфа не должно наблюдаться!

11. Съеживание или усадка. Ну, индивидуально. Зависит от раскладки, количества слоев, толщины, шерсти и пр. пр. Но все же меньше, чем 25% я думаю, быть не может ни при каких обстоятельствах. Даже наверное 30% - минимум. К сожалению, это очень примерный признак. На него полагаться нельзя. Если съежилось, то еще не значит, что свалялось.

12. Свалянная вещь в носке ведет себя прекрасно - заломов у нее нет, она мало "катается", не пушится и выглядит аккуратно. Хорошо драпируется, а не безжизненно свисает с шеи владельца (видели мы и такое), держит форму. К несчастью, многое зависит от шерсти..

13. Еще один важный признак хорошо свалянного изделия (напомнила Татьяна Manonknits - спасибо ей!). Слезы радости - так я называю это явление. Если вы отжимаете свалянное изделие (выкручиваете), то выдавливаются аккуратные круглые бисеринки воды и сбегают по шерсти, не впитываясь. Или на свалянное изделие, с которого уже стекла вода, вы побрызгаете водой - капли в большинстве своем стекут с шерсти, не намочив ее. Этот процесс начинает происходить даже не на самом последнем этапе сваливания, то есть я хочу сказать, что если вы заметили эти слезки, то проверьте остальные признаки - возможно вы уже на финишной прямой, но еще не стоит останавливаться. Это я к тому, что нельзя руководствоваться только одним каким-то признаком.

14. Еще одно важное дополнение, которое пришло в комментарии Надежды Кармановой nkarmanova. Я тоже уже порядком долго использую этот способ для определения свалянности войлока. Захватите полотно двумя пальцами - сверху и снизу - и попробуйте круговыми движениями "растереть" войлок. Под пальцами не должно быть никаких движений волокна. Если войлок не свалялся, то слои будут слабо перемещаться относительно друг друга. Если в этом месте разрезать полотно, то вы увидите внутри несвалявшиеся волокна шерсти. Если полотно не смещается при растирании, то скорее всего, проникновение волокон произошло успешно, и войлок свалялся.

В принципе, все выше написанное, полностью подходит и для плотного (толстого) войлока. На сумках, как я обратила внимание, толщина полотна уменьшается, если войлок хорошо свалян. Да и на тапках то же самое. Только валять дольше надо, чем шарф.

Так, у кого-нибудь будут добавления? Буду рада познакомиться, т.к. все взято из головы за полчаса, могла что-то и забыть (наверняка забыла!). Пишите!

Comments

( 77 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sasha0404
Nov. 26th, 2009 10:39 pm (UTC)
спасибо за рекомендации. действительно полезно почитать таким новичкам в этом деле, как я...
nini_ka
Nov. 27th, 2009 05:17 pm (UTC)
Пользуйтесь, на здоровье ))
dalmar
Nov. 26th, 2009 10:58 pm (UTC)
угу.... огромное спасибище! завтра при свете дня тщательно рассмотрю свои по всем пунктам.
Вот бугорков у меня нет. А про волоски огорчилась - у меня защипнуть можно :( Конечно, не вся длина отрыва, коротенький, но всё-таки можно....

Нина, а сколько весят ваши шарфы? Вот сегодня сделала нуно всего на два слоя - боялась, что вообще расползется в руках. Получился очень тонкий и легкий, 160х23 весит 25 грамм. Вот просто интересно, сколько весят ваши :)
nini_ka
Nov. 27th, 2009 05:22 pm (UTC)
Нууу.. нет, у меня они весят значительно больше. Наверное, грамм сто, может что-то поменьше, а есть и больше - но там шелк тяжелый. Правда, они побольше размером у меня. и я не меньше трех слоев выкладываю. Два никогда не делаю. А 25 грамм - это вообще что-то нечто...
(no subject) - dalmar - Nov. 27th, 2009 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dalmar - Nov. 27th, 2009 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manonknits - Nov. 27th, 2009 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 11:25 pm (UTC) - Expand
manonknits
Nov. 27th, 2009 05:53 am (UTC)
если войлок хорошо свалян, то когда вы его полоскаете - отожмите руками и подставьте под струю воды. Вода должна скатываться бисеринками а не моментально впитываться. Касается любых вещей - и паутинок, и сумок-тапок.
svetika2
Nov. 27th, 2009 07:13 am (UTC)
Интересный метод! Насчет бус была уверена, что доваляны-и вроде не отщипнешь, и об стол стучат как деревяшка, а водичка чуть-чуть впитывается...вечером разберу-доваляю.
(no subject) - manonknits - Nov. 27th, 2009 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - svetika2 - Nov. 27th, 2009 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 05:24 pm (UTC) - Expand
svetika2
Nov. 27th, 2009 07:16 am (UTC)
Огромное спасибо за вашу работу, все советы сохраняю в отдельную папочку... действительно информации на эту тему мало, а до ближайшего города, где есть мастер-классы и можно вживую пощупать войлок - часов 6 на поезде...
Так что ваши посты на вес золота!
nini_ka
Nov. 27th, 2009 05:25 pm (UTC)
Ну и здорово.. жаль, у меня видеокамеры нет. Можно было бы снять что-нибудь.. впрочем, оператора тоже нет (( ну, как говорится, чем можем, тем поможем!
(no subject) - svetika2 - Nov. 27th, 2009 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetika2 - Nov. 27th, 2009 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stesti - Nov. 27th, 2009 08:52 pm (UTC) - Expand
irina_beresta
Nov. 27th, 2009 07:43 am (UTC)
Просто, низкий поклон за проведенную работу.Бесценная информация!
Есть несколько способов бороться с недовалом работ, особенно у новичков, первый - игнорировать, второй - написать, что работа недоваляна, третий - рассказать, на что обращать внимание и провести целое исследование на эту тему... :-)
nini_ka
Nov. 27th, 2009 05:26 pm (UTC)
До исследования далеко, но все равно, спасибо за комментарий! Буду продолжать ))
kate_kite
Nov. 27th, 2009 08:01 am (UTC)
Нина, спасибо за ваш труд! Знаю, что вы на шарфах собаку съели )) Очень удивило сравнение с фольгой - тонкая, блестит, хрустит... в самом деле так? У меня пока так не получалось, хотя все остальные признаки, по-моему, присутствуют. И еще поясните, пожалуйста, что значит валять под водой? тереть прямо под струей воды? без мыла?
taisha_sun
Nov. 27th, 2009 09:40 am (UTC)
+1 Я тоже не поняла, что значит: валять под горячей водой. В целом, очень полезный пост, спасибо огромное :-)
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taisha_sun - Nov. 27th, 2009 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taisha_sun - Nov. 27th, 2009 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dalmar - Nov. 27th, 2009 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 11:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manonknits - Nov. 27th, 2009 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stesti - Nov. 27th, 2009 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 11:17 pm (UTC) - Expand
irina_beresta
Nov. 27th, 2009 09:03 am (UTC)
Нина, этот материал должны увидеть не только ваши друзья... Выставите его, пожалуйста в сообществе...:-)
k_n_0_p_a
Nov. 27th, 2009 09:05 am (UTC)
О, как мы синхронно!))
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 05:34 pm (UTC) - Expand
k_n_0_p_a
Nov. 27th, 2009 09:04 am (UTC)
Нина,извините за наглость, но, пожалуйста, перенесите пост в сообщество наше войлочное! Пожа-а-а-а-алуйста! Уж больно ценная информация! А? Спасибо заранее..)))
nini_ka
Nov. 27th, 2009 05:37 pm (UTC)
ну.. я пока сомневаюсь, что материал в подходящем виде. как сделаю - выложу, пока времени нет сидеть и редактировать. Еще столько всего хочется написать и поделиться ))
(no subject) - k_n_0_p_a - Nov. 27th, 2009 05:39 pm (UTC) - Expand
iryn_a
Nov. 27th, 2009 09:50 am (UTC)
спасибо
Очень важная информация.Спасибо огромное...Так же заинтересовало: валяние под горячей водой-поясните, пожалуйста..
nini_ka
Nov. 27th, 2009 05:38 pm (UTC)
Re: спасибо
На здоровье. Про горячую воду буду писать отдельно, а пока коротко написала выше, смотрите ))
jane_bo
Nov. 27th, 2009 12:43 pm (UTC)
У меня по п.3 и п.9 немного другие наблюдения и в англ. книгах тоже это упоминается.

Размер бугорков зависит от типа шерсти. У мериноса совсем мелкие. Вы скорее имели в виду не бугорки, а то состояние, когда шерсть только начинает сваливаться, и чуть-чуть усаживается, так вот в этот момент если завершить процесс, что увы многие и делают, выходит такая страшная бугристая поверхность на фоне не свалянной шерсти. А бугорки на готовом войлоке бывают очень даже милыми, зависит от стиля вещи и часто их совсем не хочется отпаривать.

Термошок, бросание, трение на доске, т.е. шоковые методы валяния повышают пушистость независимо от вида шерсти. Это потом приглаживается утюгом,да, но в носке обратно проявится. но если завершающую стадию делать в рулоне, то пушистость будет меньше.
nini_ka
Nov. 27th, 2009 05:42 pm (UTC)
Да, Женя, спасибо, что подчеркнули это. Именно про такие бугорки я и написала. Сама очень люблю мелкие пупырки, как пшено - и на шарфах, и на сумках. Броски я применяю только в середине валяния, потом "заглаживаю" еще двумя этапами валяния, вроде они в основном "заползают" внутрь )) Совершенно верное замечание. Думаю, мы обсудим вопрос "волосатости" еще отдельно, т.к. это важный момент. Спасибо за добавление!
kate_kite
Nov. 27th, 2009 12:49 pm (UTC)
Да, я заметила, что вещи стали пушиться после того как я стала использовать стиральную доску. Вы уже почти свалянное изделие снова в рулон закатываете, чтобы избавиться от пушистости или просто шоковые методы не используете? посоветуйте, пожалуйста
manonknits
Nov. 27th, 2009 04:22 pm (UTC)
я использую "шоковые методы" там, где это допускается самим характером вещи. Любое кидание , особенно сильное - вызывает миграцию волокон в полотне в направлении вектора удара, по инерции, и соответственно некоторое утолщение полотна (вы же не кидаете вещь сложив ее аккуратно и "на ребро") и волоски могут повылезать. Следовательно кидание, особенно сильное, можно использовать в вещах где допускается более толстый войлок. Используя при валянии преимущественно притирание руками на плоскости и катание в рулоне - делает полотно более плоским, т.к. волоски мигрируют только в направлении плоскости раскладки. Трение на доске - также не способствует упрятыванию кончиков волокон в толщу полотна.
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jane_bo - Nov. 27th, 2009 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 05:43 pm (UTC) - Expand
maschustik
Nov. 27th, 2009 03:20 pm (UTC)
Спасибо, нет СПАСИБИЩЕ!!!! огромное
nini_ka
Nov. 27th, 2009 05:15 pm (UTC)
На здоровье ))
yazula
Nov. 27th, 2009 05:45 pm (UTC)
Спасибо большое! Очень полезная информация для новичка! Все время боюсь получить валенок вместо шарфа... оказывается зря, и пока все мои шарфики оказывается недоваляны.
nini_ka
Nov. 27th, 2009 05:50 pm (UTC)
Так, шарфики отправляйтесь довалять ))- с ними ничего не произойдет, только станут лучше. Возьмите и доваляйте один, а потом сравните с другими недовалянными... вот и увидите разницу )) Удачи!
(no subject) - yazula - Nov. 27th, 2009 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 11:36 pm (UTC) - Expand
kokoon_art
Nov. 27th, 2009 06:25 pm (UTC)
необыкновенно полезный пост!!!
Я тоже считаю, его нужно обязательно перенести в войлочное сообщество, только уменьшить категоричность.

Щас немного добавлю философской отсебятины... Дело в том, что хенд-мейд, который балансирует на грани между прикладным искусством и рукоделием - вещь нелинейная. Иногда какая-нибудь мохнатая козявка-игрушка или почти неносибельная эфемерная вещица вдруг возьмут за душу, а безупречно ремесленно сделанная вещь оставит совершенно равнодушной. Меня немного достало уже словцо "недовал". Например, к работам Birgitte Hansen http://www.feltinfocus.com/ оно применимо сплошь:)
...Мне кажется, стоит общие негативные оценки (ужасно) стараться заменить на прикладные (сваляется катышками при носке).
Насчет горячей воды: есть "школы":), где ее вообще не используют, особенно в нуно.
В общем, пусть расцветают все цветы.
nini_ka
Nov. 27th, 2009 07:08 pm (UTC)
Ну и я - за разнообразие... просто что-то никто особо не распространяется на эту тему, по крайней мере, я не встречала. и потом, я сразу оговорилась, что не претендую на истину, просто пишу, как это делаю я. И всегда очень рада комментариям, и практическим, и философским - и большое спасибо, Оля, что написали! а с терминологией у нас беда, поэтому пользуемся сленгом, хотя меня часто от этого коробит.
(no subject) - nini_ka - Nov. 27th, 2009 07:11 pm (UTC) - Expand
anna_kovylina
Nov. 27th, 2009 10:48 pm (UTC)
Идеальное руководство! Вы умница!!!
nini_ka
Nov. 27th, 2009 11:11 pm (UTC)
Спасибо, что мое сборище наблюдений назвали таким красивым солидным словом "руководство" ))
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 77 comments — Leave a comment )